On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N: 54
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.13 18:14. Заголовок: Немецкая военно-полевая узкоколейная железная дорога



 цитата:
Бредем по болотистой лесной тропинке и ищем следы немецкой полевой железной дороги
(Heeresfeldbahn) времен Второй мировой войны.
– Что это вообще такое – полевая железная дорога? – спрашиваю я историка.
– Определение очень простое, – говорит Мехис. – Полевая железная дорога – это используемая в военных целях железная дорога упрощенного типа, которую можно достаточно просто и быстро проложить и так же быстро собрать и транспортировать в другое место.
Ширина здешних рельсов – 600 мм, тогда как на обычной узкоколейке она составляет 750 мм.
Вся эта железнодорожная сеть, длина которой, по предположению Мехиса, составляла примерно 130 км, строилась с октября 1943 года для снабжения всем необходимым нарвских огневых точек и оборонительных позиций. Строителем и владельцем железной дороги была Железнодорожная пионерская бригада № 3, входившая в состав Heeresgruppe Nord. При строительстве сети железных дорог использовали военнопленных из вайвараского и йыхвиского концлагерей, а также служивших в немецкой армии эстонцев.
– Как была построена такая железная дорога? – Я хотел спросить, как была построена такая игрушечная железная дорога, но вовремя спохватился – во-первых, «война» и «игра» – понятия несовместимые, но еще более кощунственно звучит сочетание «военнопленные» и «игра».
– Железную дорогу клали вручную прямо на землю. Сначала в болоте соорудили бревенчатые основания, или эстакады. В некоторых местах в виде исключения сооружали легкие дамбы. Железнодорожную ветку прокладывали от одной точки до другой, по необходимости. Вся сеть дорог, нанесенная на карту, одновременно никогда не эксплуатировалась.
На основании многих источников Мехис составил уникальную карту, которой нет ни у одного военного историка. На ней, похоже, изображены все ветки военной железной дороги. Одна из них начиналась на станции Вайвара и шла параллельно ширококолейной железной дороге в сторону Раквере, затем, параллельно вийвиконнаской ветви, поворачивала на юго-запад и на юг в Лаукасоо и потом разветвлялась в восточном и западном направлениях. Восточная линия соединялась в Пухату с веткой, шедшей из Городенки в Аувере, а западная вилась между лагунами и озерами и проходила мимо озера Консу, к северо-западу от которого находилась станция Drei Tannen. Затем в поселке Рауди западная ветка соединялась с главной линией полевой желез-ной дороги, где была построена и станция.
Главная ветка начиналась в окрестностях Ахтме и через Куремяэ тянулась до Добрины, где недалеко друг от друга находились две станции – Добрина и Дрейек. От Добрины, где находился парк подвижного состава, дорога шла через Агусалу (станция Алленштайн) в Яамакюла (близ Васькнарвы). От Добрины ветка тянулась и на восток в Городенку, и до Кунингакюла, разветвляясь на станции Лютцен. Одна из веток аувереской линии проходила по болоту до реки Нарва. На главной ветке использовались три паровоза и несколько мотовозов, а на железнодорожных ветках – только мотовозы облегченного типа.
– А что стало с теми железными дорогами, паровозами, крытыми вагонами и платформами, которые летом и в начале осени 1944 года немцы в спешке бросили? – интересуюсь я.
– Два паровоза в качестве трофеев достались советским войскам и были переданы Эстонской железной дороге, которая переоборудовала их для 750-миллиметровой железной дороги и использовала на своих узкоколейках. Вагонами этой полевой железной дороги пополнила свой вагонный парк стекольная фабрика Мелески. Один местный житель утверждал, что главная ветка полевой железной дороги между Яамакюла, Добриной и Рауди работала и после войны, но как долго, неизвестно.
Мы с Мехисом находим правильную тропу, которая приводит нас из карьера Путки на край болота.
– Большая часть этой железной дороги уже исчезла, и следов от нее не осталось, а в болотах Пухату и Путки еще можно найти раскуроченные конструкции, – поясняет Мехис. Вообще-то мы должны были взять с собой металлоискатель, потому что на эти конструкции густо наслоились мох и прель. Из этих «джунглей» и трясины с помощью металлоискателей даже в последние годы извлекли немало снаряжения военных лет.
– Северную часть этих железнодорожных веток «сожрал» в свое время нарвский карьер, – показывает Мехис на карте. – После того как у карьера на пути оказалась железная дорога, в нем еще какое-то время валялся один немецкий паровоз и куча вагонов, пока их не сдали на металлолом.
Мы находимся примерно в 3–4 км западнее юго-западного угла нарвского карьера. И, по всей видимости, старого железнодорожника глаза не обманывают – из мягкой весенней земли торчат установленные людьми бруски. Наверное, именно на них некогда опиралась немецкая полевая железная дорога Нарвского фронта, призванная спасти зашатавшийся Третий рейх. Сегодня опревшие бруски по краям болота выглядят совсем не героически.

Тийт Пруули Поездом из Санкт- Петербурга в Таллинн



Карта из книги М. Хелме



Источник http://narrow.parovoz.com

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 16 , стр: 1 2 All [только новые]





Пост N: 328
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.16 14:30. Заголовок: Эту железную дорогу ..


Эту железную дорогу строили почти восемь тысяч человек.



Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 16 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет