On-line:гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N:54
ссылка на сообщение  Отправлено:24.11.13 18:14.Заголовок:Немецкая военно-полевая узкоколейная железная дорога



 цитата:
Бредем по болотистой лесной тропинке и ищем следы немецкой полевой железной дороги
(Heeresfeldbahn) времен Второй мировой войны.
– Что это вообще такое – полевая железная дорога? – спрашиваю я историка.
– Определение очень простое, – говорит Мехис. – Полевая железная дорога – это используемая в военных целях железная дорога упрощенного типа, которую можно достаточно просто и быстро проложить и так же быстро собрать и транспортировать в другое место.
Ширина здешних рельсов – 600 мм, тогда как на обычной узкоколейке она составляет 750 мм.
Вся эта железнодорожная сеть, длина которой, по предположению Мехиса, составляла примерно 130 км, строилась с октября 1943 года для снабжения всем необходимым нарвских огневых точек и оборонительных позиций. Строителем и владельцем железной дороги была Железнодорожная пионерская бригада № 3, входившая в состав Heeresgruppe Nord. При строительстве сети железных дорог использовали военнопленных из вайвараского и йыхвиского концлагерей, а также служивших в немецкой армии эстонцев.
– Как была построена такая железная дорога? – Я хотел спросить, как была построена такая игрушечная железная дорога, но вовремя спохватился – во-первых, «война» и «игра» – понятия несовместимые, но еще более кощунственно звучит сочетание «военнопленные» и «игра».
– Железную дорогу клали вручную прямо на землю. Сначала в болоте соорудили бревенчатые основания, или эстакады. В некоторых местах в виде исключения сооружали легкие дамбы. Железнодорожную ветку прокладывали от одной точки до другой, по необходимости. Вся сеть дорог, нанесенная на карту, одновременно никогда не эксплуатировалась.
На основании многих источников Мехис составил уникальную карту, которой нет ни у одного военного историка. На ней, похоже, изображены все ветки военной железной дороги. Одна из них начиналась на станции Вайвара и шла параллельно ширококолейной железной дороге в сторону Раквере, затем, параллельно вийвиконнаской ветви, поворачивала на юго-запад и на юг в Лаукасоо и потом разветвлялась в восточном и западном направлениях. Восточная линия соединялась в Пухату с веткой, шедшей из Городенки в Аувере, а западная вилась между лагунами и озерами и проходила мимо озера Консу, к северо-западу от которого находилась станция Drei Tannen. Затем в поселке Рауди западная ветка соединялась с главной линией полевой желез-ной дороги, где была построена и станция.
Главная ветка начиналась в окрестностях Ахтме и через Куремяэ тянулась до Добрины, где недалеко друг от друга находились две станции – Добрина и Дрейек. От Добрины, где находился парк подвижного состава, дорога шла через Агусалу (станция Алленштайн) в Яамакюла (близ Васькнарвы). От Добрины ветка тянулась и на восток в Городенку, и до Кунингакюла, разветвляясь на станции Лютцен. Одна из веток аувереской линии проходила по болоту до реки Нарва. На главной ветке использовались три паровоза и несколько мотовозов, а на железнодорожных ветках – только мотовозы облегченного типа.
– А что стало с теми железными дорогами, паровозами, крытыми вагонами и платформами, которые летом и в начале осени 1944 года немцы в спешке бросили? – интересуюсь я.
– Два паровоза в качестве трофеев достались советским войскам и были переданы Эстонской железной дороге, которая переоборудовала их для 750-миллиметровой железной дороги и использовала на своих узкоколейках. Вагонами этой полевой железной дороги пополнила свой вагонный парк стекольная фабрика Мелески. Один местный житель утверждал, что главная ветка полевой железной дороги между Яамакюла, Добриной и Рауди работала и после войны, но как долго, неизвестно.
Мы с Мехисом находим правильную тропу, которая приводит нас из карьера Путки на край болота.
– Большая часть этой железной дороги уже исчезла, и следов от нее не осталось, а в болотах Пухату и Путки еще можно найти раскуроченные конструкции, – поясняет Мехис. Вообще-то мы должны были взять с собой металлоискатель, потому что на эти конструкции густо наслоились мох и прель. Из этих «джунглей» и трясины с помощью металлоискателей даже в последние годы извлекли немало снаряжения военных лет.
– Северную часть этих железнодорожных веток «сожрал» в свое время нарвский карьер, – показывает Мехис на карте. – После того как у карьера на пути оказалась железная дорога, в нем еще какое-то время валялся один немецкий паровоз и куча вагонов, пока их не сдали на металлолом.
Мы находимся примерно в 3–4 км западнее юго-западного угла нарвского карьера. И, по всей видимости, старого железнодорожника глаза не обманывают – из мягкой весенней земли торчат установленные людьми бруски. Наверное, именно на них некогда опиралась немецкая полевая железная дорога Нарвского фронта, призванная спасти зашатавшийся Третий рейх. Сегодня опревшие бруски по краям болота выглядят совсем не героически.

Тийт Пруули Поездом из Санкт- Петербурга в Таллинн



Карта из книги М. Хелме



Источник http://narrow.parovoz.com

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -17 ,стр: 1 2 All [только новые]


Странник




Пост N:1424
Откуда:Эстония,Йыхви
ссылка на сообщение  Отправлено:26.11.13 20:59.Заголовок:Честно скажу, никогд..


Честно скажу, никогда на неё не натыкался. Но много о ней слышал, и от мамы, и от других коллег.
Не знаю, правда или нет, но говорили, что около неё имелось несколько бетонных ОТ.

БУДЕМ ЖИТЬ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:64
ссылка на сообщение  Отправлено:09.12.13 17:15.Заголовок:Бетон на изображения..


Бетон на изображениях отсутствует, в основном использовалось дерево.



Поезд немецкой военно-полевой железной дороги на станции Drei Tanen(Три ели) у озера Консу, 1944 год.
Фотография из книги Тийт Пруули Поездом из Санкт- Петербурга в Таллинн.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Странник




Пост N:1436
Откуда:Эстония,Йыхви
ссылка на сообщение  Отправлено:09.12.13 18:13.Заголовок:Этот пост, со сторон..


Этот пост, со стороны Консу-Куртна. А мне говорили, про направление Вайвара-Аувере. Но повторюсь, это все с чужих слов. Вполне возможно, что этот бетон не имеет к дороге никакого отношения.

БУДЕМ ЖИТЬ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:65
ссылка на сообщение  Отправлено:09.12.13 18:33.Заголовок:Бетонных огневых точ..


Бетонных огневых точек в том районе было мало.



Немецкий транспорт под Нарвой. 1944 год.
Из книги Николай Николаевич НИКУЛИН. Воспоминания о войне.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
опытный следопыт


Пост N:319
ссылка на сообщение  Отправлено:09.12.13 18:49.Заголовок: В деревне Мустйыэ, ..



 цитата:

В деревне Мустйыэ, там где когда-то находилась деревня истреблённых в ходе северной войны староверов, жил Хейкки, который был на пару лет старше меня.

Его владения охватывали всю ту территорию, где в течение 1944 года проиcходило черт знает что. Это была болотистая местность, на которой люди пытались вести себя согласно правилам обычной войны. В Алутагузе такое ведение войны было по большей части невозможно, хотя противоборствующие стороны сделали всё от них зависящее, чтобы это стало возможным.

[...]

Линия фронта здесь не была линией, скорее пунктиром, состоявшим из болотных островков, на которых враждующие стороны сосредотачивали свои гарнизоны и огневую мощь. Для их снабжения строились узкоколейные железные дороги (немецкий Ordnung), а для увеличения огневой мощи каким-то странным образом доставили танки (русское "эй, ухнем!"), которые и увязли там в трясинах, так что коллекционеры военных артефактов до сих пор пытаются их оттуда вытащить.



Андрей Хвостов, "Страсти по Силламяэ" 2013

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Странник




Пост N:1448
Откуда:Эстония,Йыхви
ссылка на сообщение  Отправлено:14.01.14 14:20.Заголовок:Кусок "железки&#..


Кусок "железки" у Вайвараского музея.


БУДЕМ ЖИТЬ! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено:14.01.14 21:53.Заголовок:Немецкая карта район..


Немецкая карта района Аувере с расположением узкоколейных дорог
http://www.wwii-photos-maps.com/prewarmapso35-1-25000/slides/O-35-20-D-bd.html

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Пост N:4
ссылка на сообщение  Отправлено:25.03.15 23:50.Заголовок:Остановка - станция ..


Остановка - станция Три Ели - Drei Tannen не у озера Консу. После консультации на militaar.net найти её место воочию оказалось очень простым делом. Она чуть южнее Кивинымме - напротив горы (могилы) Калевипоега.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:149
ссылка на сообщение  Отправлено:28.03.15 11:07.Заголовок:Точнее будет сказать..


Точнее будет сказать, севернее.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:5
ссылка на сообщение  Отправлено:28.03.15 11:52.Заголовок:Карта не с мааамета ..


Карта не с мааамета ? Есть где взглянуть на нее? Другие участки? Сорри за оффтоп.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:150
ссылка на сообщение  Отправлено:28.03.15 12:15.Заголовок:Лист карты http://ww..


Лист карты http://www.wwii-photos-maps.com/prewarmapso35-1-50000/O-35-26%20to%20O-35-48/slides/O-35-32-C.html
Выложенный фрагмент у меня со склейки нескольких фрагментов листов немецких карт с этой узкоколейкой, весит 10 мегов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:6
ссылка на сообщение  Отправлено:28.03.15 19:22.Заголовок:Могу ли я ее (склеен..


Могу ли я ее (склееную) на почту получить? Смотрю немного отличается у вас она чем на wwii-photos-maps. rakimkj@mail.ru

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:151
ссылка на сообщение  Отправлено:31.03.15 12:31.Заголовок:Фрагмент карты с 250..


Фрагмент карты с 250-метровки с того же сайта.

 цитата:
-Vaihingen (Judenlager)- Permisküla teerist


Установила ли уже еврейская община Эстонии памятный знак на месте Юденлагеря?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:7
ссылка на сообщение  Отправлено:31.03.15 18:47.Заголовок:Да, стоит мемориальн..


Да, стоит мемориальная плита. На гриве, сразу на повороте. С дороги, ни с шоссе ни с гравийки не видно. Надо подняться на гриву.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:152
ссылка на сообщение  Отправлено:01.04.15 07:57.Заголовок:Спасибо, фотография ..


Спасибо, фотография этого памятного знака есть в Google earth

www.panoramio.com/photo_explorer#view=photo&position=69&with_photo_id=59295312&order=date_desc&user=2806056


Значит, на станции Файхинген был расположен концентрационный лагерь Соска(Соски)

Как писал Kaarel на этом форуме, « Uzniki lagera Soski stroili ukreplenie na Narove, tak zhe polevye uzkokoleiki, info is vospominani soldatov estonskih pogranichnyh polkov i 20SS.»


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:8
ссылка на сообщение  Отправлено:02.04.15 10:27.Заголовок:Не помню, откуда и к..


Не помню, откуда и кто говорил, что хоронили якобы на перекрёстке прям у шоссе. Западнее.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N:328
ссылка на сообщение  Отправлено:18.12.16 14:30.Заголовок:Эту железную дорогу ..


Эту железную дорогу строили почти восемь тысяч человек.



Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -17 ,стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлыда,картинкида,шрифтынет,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерацияоткл,правканет